Все темыИз истории ювелирных украшений

Общие сведения об огранке камней

  • 9 Декабрь 2011

    Общие сведения об огранке камней

    В древние времена почти не пытались придавать камням форму, и все сводилось к шлифовке и полировке природных граней. Мастера добивались только проявления поверхностной окраски, а внутренняя игра камней оставалась нераскрытой. Камни обычно нанизывались на нитку, и их носили на шее в виде кулона или ожерелья, тогда еще не возникала необходимость изменять форму камней. В особо важных случаях ювелир должен был подобрать камень, удовлетворяющий по цвету и размерам определенным требованиям, и подогнать к нему оправу, а не наоборот – подогнать камень к оправе, как это делается в наше время.

    Самый древний способ огранки, который используется и в наше время, - придание камню округлой формы, известной под названием «кабошон». Это слово образовалось от французского слова, которое, в свою очередь, произошло от латинского «cabo» – голова. Во времена императоров Древнего Рима таким способом часто обрабатывались более мягкие камни. Этот тип огранки долгое время пользовался преимуществом при обработке таких цветных камней, как изумруд, рубин, сапфир и гранат (в современном ювелирном производстве эти камни достаточно редко обрабатываются в виде «кабошона»). Темно-красному гранату, который некогда называли «карбункулом», настолько часто придавалась подобная форма, что слову «кабошон» стали приписывать другое значение – красный гранат, обработанный «кабошоном». В середине 19 века это был самый популярный камень для брошей.

    В древности считалось, что алмаз нельзя обрабатывать из-за его чрезвычайной твердости, и вплоть до 15 века вся обработка алмазов сводилась к удалению смолообразной корочки, обычно скрывающей форму индийских камней, и полировке естественных граней или поверхностей. Широко распространенное мнение о том, что шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком ввел Луи де Беркан из города Брюгге, было опровергнуто Анри Поллаком, который не смог установить достоверность существования этого мастера; вполне возможно, что этот способ зародился в Индии. Вначале гранильщики, торжествуя сою победу над непокорным камнем, придавали ему различные фантастические формы и не осознали, каким могучим средством усиления красоты алмазов они располагают.

    Индийские мастера либо независимо открыли способ огранки алмазов, либо переняли его, но путешественник Тавернье, посетивший в 1665 году Индию, увидел много активно работающих гранильщиков, которые, однако, не обладали большими познаниями и не были более искусны по сравнению с европейскими мастерами. Если алмаз был совершенно чистый, они ограничивались полировкой естественных граней. Однако если камень был с трещинами или пятнами, его покрывали многочисленными маленькими гранями, расположенными беспорядочно. Они умели хорошо скрывать пороки камня, нанося на него множество мелких граней. Первоначальная форма оставалась неизменной, никаких попыток улучшить симметрию камня не предпринималось.

    За довольно большой промежуток времени в деле моделирования форм огранки алмазов было сделано очень мало, и даже во второй половине 16 века были известны только две правильные формы огранки алмазов – «алмазный наконечник» и «алмазная таблица». «Алмазный наконечник» образован природными гранями кристалла (октаэдра), которые, в случае необходимости, шлифуются до правильной формы.

    Около 1400 г. появляется «толстый» камень («толстая алмазная таблица»), или «камень с площадкой», - октаэдрический кристалл с широкой плоской гранью («площадкой», или «таблицей») наверху и маленькой гранью, притупляющей нижний острый угол октаэдра (ее назвали «колетой»). Вероятно, тогда же в результате скола или пришлифовки двух противоположных острых углов октаэдра возник и так называемый «тонкий» (то есть «таблитчатый») камень.

    В течение длительного времени форма огранки «алмазный наконечник» использовалась для мелких алмазов, которыми украшали кольца с крупными цветными камнями. Камни, которые использовали при огранке «таблицами», были намного крупнее.

    В конце 15 века с изобретением шлифовального круга появилась возможность фасетной огранки алмаза. Чтобы усилить оптический эффект, наряду с естественными гранями кристалла на камень стали наносить во все возрастающем количестве дополнительные фасеты. В середине 16 века на основе «толстого» камня получила развитие следующая ступень - фасетный камень с многоугольной площадкой. Четыре боковых ребра в верхней и нижней частях камня сошлифовываются таким образом, что на их местах оказываются плоские фасеты. Вместе с двумя концевыми плоскостями этот вид огранки, так называемая «простая», или «ординарная», огранка, насчитывает 18 фасет.

    Более сложный вид огранки – «роза». Огранка «розой» в своей наиболее симметричной форме состоит из полусферы с нанесенными на нее 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Это одна из форм огранки, изобретение которой часто приписывают кардиналу Мазарини (1602 – 1661 годы), но вполне вероятно, что эта огранка впервые появилась в Индии и была завезена в Европу венецианскими купцами в 16 веке. В наше время «розой» гранятся только мелкие алмазы. Стоит добавить, что существует шесть или семь вариантов огранки «розой» – голландская, полуголландская, антверпенская, двойная голландская и другие. Грани, как правило, везде треугольные, меняется только их количество.

    Огранку «бриолет» (грушевидная капля) можно считать видоизмененной формой «двойной розы». Она выполняется характерными треугольными гранями. «Бриолет» использовался французскими ювелирами для грушевидных алмазов.
    На протяжении многих лет считалось, что бриллиантовая форма огранки впервые была использована гранильщиком 17 века Винченцо Перуцци, вероятно, венецианцем. Так считалось, по крайней мере, в 1833 году; этот факт упоминается в книге Кэра «Наука о драгоценных камнях», вышедшей в указанном году. Однако в результате проведенных исследований удалось установить, что это мнение, возможно, неправильное. Скорее всего, этот способ возник в процессе усовершенствования примитивной огранки «таблицей», распространенной в 17 веке. Для полной бриллиантовой огранки характерно наличие 32 граней на коронке, не считая площадки, и 24 граней на павильоне, не считая «колеты». Преимущество этого вида огранки по сравнению со всеми прочими было столь очевидным, что после ее изобретения владельцы крупных камней, ограненных «розой», отдавали переогранить их, несмотря на то, что при этом немного уменьшался вес.

    Фактически это и стало завершающим этапом в развитии бриллиантовой огранки («полный бриллиант»). В современных формах огранки утвердились в 1910 году на основе так называемой старой (ранней) бриллиантовой огранки, принятой в 19 веке. Характерные особенности современного полного бриллианта: круглый рундист, не менее 32 фасет и площадка в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части (и иногда еще колета). И до сих пор, таким образом гранят бриллианты и некоторые другие драгоценные камни, например, рубины.

    Ступенчатая огранка («лесенкой») используется для цветных, прозрачных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет и направления к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. Эта огранка позволяет подчеркнуть внутреннюю окраску камня.

    Изумрудная ступенчатая огранка применяется при восьмиугольной форме камня, используется в основном для обработки изумрудов. Самой признанной в мире считается уральская изумрудная огранка. В настоящее время существуют и многие другие виды огранки, но в большинстве своем они являются видоизмененной бриллиантовой огранкой, но практически все они были изобретены в 20 столетии, поэтому о них автор не упоминает в рамках этого подраздела.

    Смирнова Галина © 2008 BESTGOLD.RU

Читатели данного раздела смотрели в нашем магазине: