Все темыЗнаменитые ювелиры

Ювелирные украшения XIX – начала XX веков

  • 9 Декабрь 2011

    Ювелирные украшения 19 – начала 20 веков.

    В 19 веке в разные периоды, в соответствии с господствовавшим тогда стилем, дамские платья имели свои отличия, но, тем не менее, они всегда прекрасно сочетались с ювелирными изделиями, которыми дамы щедро украшали себя и свой костюм. Конечно, при подборе драгоценностей к своему туалету они руководствовались, прежде всего, собственным вкусом, тем не менее к этому времени было принято деление ювелирных украшений на более скромные дневные, в том числе визитные, и роскошные вечерние.

    Для дневных украшений использовали недорогие камни – агаты, малахит, сердолик, оникс, кораллы; в середине века – камеи на раковине и мозаичные изображения, а с 1860-х годов возникла мода на гранаты, и, вероятно, под впечатлением от драгоценностей мусульманского Востока – бирюзу. Мелкой бирюзой расцвечивали цветочные композиции чеканных узоров или «сыпали» ими ветки и листья, а крупные, чистые камни помещали в зубчатые оправы и украшали ими более парадные изделия.

    На изготовление бальных украшений шли самые прекрасные камни – яркие изумруды, рубины, сапфиры и, конечно, алмазы, зачастую ограненные розой. С большим воодушевлением были встречены и поступавшие в это время из Бразилии высочайшего качества топазы, аметисты и аквамарины, которые превосходно выглядели в окружении бриллиантов. Высоко ценились «русские камни» - уральские александриты и изумруды. Несколько позже вечерние драгоценности украсили австралийские опалы, редкостные по цвету сапфиры Юго-Восточной Азии и прекрасные бриллианты и Южной Африки. Особенно ценились «солитеры» – крупные бриллианты безупречного качества. Увлечение драгоценными камнями не отражалось на любви к жемчугу – она оставалась неизменной во все времена. Из крупных жемчужин выполняли ожерелья и серьги, более мелкими окружали цветные драгоценные камни, камеи и миниатюры.

    Одним из самых ярких проявлений моды этого времени явилось увлечение резными камнями. Оно прошло по многим странам Европы и захватило Россию, где художественная резьба по камню становилась самостоятельным видом прикладного искусства. Миниатюрная пластика в камне покорила русское общество. Камеи создавали лучшие столичные ювелиры; много камей привозилось из-за границы. Камеи на какое-то время затмили бриллианты и дорогие самоцветы. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, ожерелья, пряжки, броши и булавки. Для создания камей использовали разные по цвету и прозрачности камни. Очень популярны были слоистые агаты, ониксы, в которых художник сочетал скульптурные и живописные средства изображения.

    Каждая смена моды в костюме влекла за собой изменения в наборе ювелирных украшений, которым отдавалось предпочтение. В 1830-ые и с середины 1850-х годов носили особенно много украшений. Это были как традиционные виды изделий (броши, браслеты, серьги, кольца, различные подвески, а в период второго рококо – диадемы и колье), так и довольно редко встречающиеся: всевозможные гребни, отделанные перламутром и жемчугом или драгоценными камнями; медальоны разных форм; пояса с драгоценными пряжками; роскошные бриллиантовые фермуары на черной бархатной ленточке; широкие парные жемчужные браслеты, которые одевали на обе руки, и бархатные браслеты с камнями и жемчугом; украшавшие голову изящные ободки, обрамлявшие пучок волос; ферроньерки, составленные, как правило, из цепочки и свешивающегося на лоб изящно оправленного бриллианта, жемчужины или другого драгоценного камня.

    В отличие от 1830-х, в 1840-х годах с дневным платьем носят мало украшений. В моде скромные кольца, например, черепаховые и сплетенные из волос, медальоны с миниатюрой на черном шелковом шнурке.

    Наряду с изменениями в стиле одежды на формировании ювелирных украшений сказывались и новшества технического исполнения вещей. В художественной обработке металла в то время появились способы механического воспроизведения объема, отделки поверхности. Мелкий рельеф наносился на серебро прокаткой металла между стальными валиками, на которых был вырезан нужный рисунок. Так заготавливались полосы раппортного орнамента для деталей колец, браслетов, ожерелий. Соединяя их между собой, ювелиры создавали ажурные ленты украшений, в которых металл приобретал самодовлеющее значение. Цепочки легких серебряных украшений составляли из 2 – 3 повторяющихся элементов. Умело найденный ритм в чередовании деталей, интересное сопоставление их друг с другом создавали большое разнообразие в украшениях.

    Неогреческий стиль, сформировавшийся в Европе в конце 1860-х годов, привнес в ювелирное искусство мотивы и орнаментику греческих и этрусских украшений. Камеи, мозаики, гравированный меандр, акант, пальметты – все эти и другие приметы античного искусства, а затем и стиля классицизм, вновь появились в кольцах, ожерельях, браслетах, брошах. Золотые колье и серьги приобрели подвески в виде античных амфор. Узоры из мелкой зерни, заимствованные из искусства этрусков, украсили браслеты и медальоны. Античные корни имеет и мотив змеи, который стал необычно популярен к середине века. Золотые змеи, декорированные камнями, жемчугом или эмалью, а иногда и сплетенные из волоса, обвивали руки дам, шею, талию.

    В 1870 – 1890-х годах в моду снова возвращается скромный вечерний туалет, и это после «сверкающих» 50 – 60-ых годов 19 столетия. С дневным платьем допускались брошь и серьги, часовая цепочка, одно или два кольца, один или два браслета. Все это могло быть золотым или даже платиновым, но не сверкающим. Бриллианты, изумруды, сапфиры, жемчуг следовало надевать только с парадным туалетом (в перечне драгоценных камней, модных в те годы, рубины не упоминаются).

    Нельзя не отметить и «русский стиль», сложившийся в эту эпоху в России и существовавший одновременно с неостилями, пришедшими из Западной Европы. Ранний этап его развития принято определять как «русско-византийский», поздний – как «неорусский». В основе стиля лежало романтическое стремление возродить исконно русскую культуру, которое в значительной мере определило развитие архитектуры, живописи, прикладного искусства того времени. В ювелирном деле обращение к историческим корням – к древнерусскому искусству 17 века – порою выливалось в стилизацию старинных форм и декора. Однако ряду ювелирных фирм удалось создать выразительные произведения, вполне отвечавшие патриотическим настроениям своего времени и пользовавшиеся неизменным успехом на международных выставках. Их техническое исполнение до сих пор вызывает восхищение. В 19 веке «русский стиль» в большей степени отразился на развитии таких видов ювелирного искусства, как предметы православного культа, интерьерные декоративные композиции и предметы сервировки стола, а на художественное решение ювелирных украшений он оказал значительно меньшее влияние. Тем не менее присущие этому стилю черты можно увидеть в украшениях 20 столетия, когда в России начался процесс возрождения традиций русского ювелирного искусства.

    В ювелирных украшениях нашли отражение все неостили эпохи историзма. Неоготический стиль способствовал появлению множества имитаций старинных изделий эпох Средневековья, и вызвал интерес к украшениям из чугуна. Неорококо, к которому после крушения империи Наполеона и возрождения монархии во Франции тяготели не только аристократы, но и с упоением подражавшая им разбогатевшая буржуазия, принесло с собой увлечение усыпанными красивыми камнями брошами – букетами на высоких стеблях и другими украшениями эпохи рококо. Однако при том, что во многих украшениях почти буквально цитируются старинные образцы, в них нет изящества и живописности их исторических прототипов.

    Тем не менее, 19 век оставил в истории ювелирного искусства много замечательных имен. Это парижский ювелир и предприниматель Франсуа Дезире Фроман-Мёрис, и основатели существующих и поныне знаменитых французских ювелирных домов Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон, и замечательный итальянский ювелир Пио Фортунатто Кастеллани, раскрывший секреты тончайшей зерни и филиграни, которыми славились древние греки и этруски, и целая плеяда русских ювелиров. Среди других выдающихся мастеров особенно яркий след в искусстве создания ювелирных украшений оставили ювелиры семьи Болин, Леопольд Зефтиген и классик историзма в ювелирном творчестве, несравненный Карл Фаберже.

    В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер – ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга драгоценности, а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Благодаря таланту авторов таких украшений, ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определив декоративные особенности нового стиля.

    Новый стиль заявил о себе вначале во Франции и в Германии, а затем почти одновременно – в Бельгии, Англии, Австрии, Скандинавских странах и в России. Он охватил многие сферы художественной деятельности, но наиболее ярко проявил себя в архитектуре и прикладных искусствах. Даже костюм, да и весь образ женщины, подчиняясь диктату стиля, приобрели наиболее характерные его черты.

    Новый костюм требовал соответствующих аксессуаров, и прежде всего украшений нового типа. Появились оригинальные виды колье – ожерелья с жемчужной или бриллиантовой «бахромой»; широкие ошейники, обильно украшенные камнями; тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемся на грудь; поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камнями. Но и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты.

    В ювелирных украшениях своеобразная изощренность флорального направления модерна проявлялась также в плавной текучести ассиметричных форм с изысканными, утонченными очертаниями, в прихотливой изощренности композиционных построений и в почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетания мерцающих, как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней. В украшениях много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алмазов, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определялся не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.

    Модерн значительно упростил, демократизировал женский костюм, сделав его легче, проще, удобнее. Цветовое решение костюма в этот период было сдержанным. Особенно популярны были неяркие пастельные тона: светлые – жемчужный, голубой, пепельный, беж, золотисто-коричневый, серебристо-серый; и темные – зеленовато-синий, серо-черный, черный. Цветовые контрасты применялись редко. Чтобы сделать костюм более эффектным, использовали всевозможные декоративные дополнения: болеро, фигаро, многочисленные воланы, кружевные накидки, банты, галстуки. Модной одежде были созвучны и украшения: броши с различными подвесками из опала, агата, сердолика и других поделочных камней; длинные тонкие цепи в несколько рядов, напоминающие аксельбант; «ошейники», то есть бусы или нити жемчуга в несколько рядов, соединенные остроовальной пряжкой-фермуаром; парные резные браслеты типа «решеток», «подков»; кольца на каждой руке (предпочитали носить на мизинце и безымянном пальце); приняты были также колье чуть ниже шеи с полудрагоценными камнями и небольшой подвеской в виде подковы или пасхального яичка; на лифе платья или накидки пришивались пуговицы ювелирной работы с поделочными камнями – агатом, сердоликом, нефритом – в сканных обрамлениях. Украшения не только дополняли костюм, но и усиливали его цветовое звучание. Поэтому охотно использовали в украшениях многоцветные эмали, полудрагоценные и поделочные камни, мозаику, перламутр и другие материалы.

    Работы ювелиров модерна были так прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшениях не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произведение искусства. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников – ювелиров, их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Искусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на Всемирной художественно-промышленной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.

    Лучшим среди ювелиров уже в то время был признан французский художник Рене Лалик, которого считают одним из создателей стиля модерн. Большим успехом у современников пользовались и ювелирные украшения парижской фирмы братьев Вевер, специализировавшейся на изготовлении дорогих вещей, сверкавших бриллиантами и другими драгоценными камнями, покорявших тонкими переливами витражной эмали и изяществом рельефных изображений. Принципы модерна определяли и творчество парижан Люсьена Гайара и Жоржа Фуке (последний зачастую работал по рисункам знаменитого живописца, декоратора и скульптора эпохи модерна Альфонса Мухи). Наиболее последовательным выразителем стиля югендстиль в Германии был берлинский ювелир Вильгельм Лукас фон Кранах. В Лондоне стиль модерн получил развитие в творчестве Чарльза Роберта Эшби.

    Смирнова Галина © 2008 BESTGOLD.RU

Читатели данного раздела смотрели в нашем магазине: