• 9 Декабрь 2011

    Рене Лалик

    Основатель знаменитого Дома «Лалик» Рене Лалик был одним из главных художников эпохи «ар нуво» и «ар деко». Он сумел доказать, что из хрусталя, рога или панциря черепахи можно создать настоящий шедевр. Это была революция в ювелирном мире. Однажды Рене Лалик принес в «Бушерон» эскиз украшения с летящими ласточками. Бушерон отказался от идеи, назвав ее «слишком экстравагантной». Лалик все же воплотил «ласточек» в материале. Бушерон увидел готовое украшение - и тут же приобрел его.

    Некоторые ювелирные дома боялись, что украшения Лалика могут отпугнуть великосветскую клиентуру. Его бабочки, стрекозы, колосья были слишком богемны. Знать требовала помпезных украшений с большими камнями. Лалик отвергал эту эстетику. Он предлагал смелые формы и непривычные материалы, например, использовал перламутр и хрусталь. Сегодня это не удивляет, но тогда это был нонсенс.

    В возрасте 25 лет Лалик возглавил собственную ювелирную мастерскую, где он создавал авторские вещи. Украшения, созданные молодым ювелиром для великой Сары Бернар, сделали его знаменитыми. В них он впервые использовал мотив обнаженной женской фигуры, который затем неоднократно повторял в своих произведениях, вырезая фигурку или лицо женщины из хризопраза или халцедона и украшая изделие винтажной эмалью и драгоценными камнями.

    Лалик открыл свой бутик по соседству с когда-то сомневавшимися в его дарованиях «Картье», «Бушерон» и другими знаменитыми ювелирными домами. Несколько лет назад они боялись, что произведения Лалика отпугнут от них клиентов. Их опасения оправдались: часть их потенциальных заказчиков предпочла «Лалик».

    Лалик покорил Париж небывалыми до той поры украшениями, в которых был запечатлен красочный мир природы – царство цветов и растений, насекомых и рептилий, фруктов и нимф, мир, в котором реальное смешивалось с фантастическим. Новаторским для того времени явилось использование художником, казалось бы, второстепенных для ювелирного дела материалов: рога, перламутра, стекла, слоновой кости, - которые он искусно соединял с эмалью, жемчугом, драгоценными и поделочными камнями. Лалик виртуозно владел разнообразными приемами художественной обработки металлов, и в частности техниками эмали. Не случайно современники называли его «ювелиром-поэтом» и «парижским Челлини».

    Вскоре Лалик начал создавать превосходные вазы, флаконы для духов, светильники и посуду. Его предметы интерьера, ставшие невероятно популярными в 1920-е годы, во многом положили начало возникновению стиля «ар деко».

    Почему Лалик решил заняться именно хрусталем и стеклом? Есть одна очень красивая легенда, объясняющая страсть мастера к этому материалу. Говорят, в детстве Лалик очень любил рисовать и мог изобразить практически любой объект живой и неживой природы. Единственное, что он не мог запечатлеть на бумаге, - это облака. Лалик видел их трансформации, их образность, но не мог «остановить мгновение». И вот, спустя годы, он нашел материал, который помог ему запечатлеть красоту облаков. Это был хрусталь. Правдива история или нет, но именно вещи из хрусталя принесли «Лалик» мировую славу, которая не померкла и по сей день.

    Смирнова Галина © 2008 BESTGOLD.RU

Читатели данного раздела смотрели в нашем магазине: