• 9 Декабрь 2011

    Дом Картье

    Наиболее утонченные и законченные по стилю ювелирные изделия с использованием драгоценных камней очень часто имеют клеймо фирмы «Картье». Поэтому неудивительно, что драгоценности от Картье ценятся не только за их оригинальный дизайн и мастерство исполнения, но и за первоклассные камни, присутствующие в них. Со времен основания фирмы в середине 19 века она пользуется популярностью среди королевских особ и миллионеров. Английский король Эдуард VII как-то заметил, имея в виду 3 братьев Картье: «Если они стали ювелирами королей, то только потому, что они короли ювелиров».

    Ювелир Луи-Франсуа Картье, открывший свой магазин в Париже в 1847 году, с самого начала заслужил своим искусством патронаж французской королевской семьи. В начале 20 века Картье получил почетный сертификат от английского короля Эдуарда VII, сделавшего фирме заказ на изготовление 27 диадем для церемонии своей коронации в 1902 году. К началу 1950-х годов Картье владел уже 13 сертификатами от королевских домов Европы. Кроме того, фирма «Картье» стала элитной, слава о ней распространилась настолько, что заказы посыпались со всего мира - от индийских махараджей, богачей с Ближнего Востока и из Америки.

    Альфред Картье - сын Луи-Франсуа - взял в свои руки бизнес в 1874 году и позднее открыл магазин на Ру де ля Пэ. Его сыновья - Луи, Жак и Пьер - управляли компанией с начала 20 века вплоть до смерти Пьера в 1960-е годы. Луи возглавлял магазин в Париже до 1909 года, а затем его директором стал Жак; Пьер в это время управлял отделениями фирмы в Лондоне и Нью-Йорке. Под руководством 3 братьев фирма «Kapтьe» превратилась в синоним сиятельной роскоши и высокого положения в обществе. Фактически братья Картье стали частью социальной жизни своих клиентов - от аристократов, до новоявленных богатеев с географией от курортов Сен-Тропеза до Куала-Лумпур в далекой Малайзии. В 1908 году Картье открыл временно действовавший филиал в Санкт-Петербурге, поставлявший свою продукцию царствующему дому Романовых.

    С начала 19 века и вплоть до начала первой мировой войны - в так называемый период «Веllе Epoque» - «Kapтьe» славился своими изысканными гирляндообразными соцветиями камней, обычно представленными искусно выполненными корсажными орнаментами и воздушно-легким стилем отделки изделий драгоценными камнями, называемым «resille» (сеть), часто в виде колец, дуг и гирлянд. Автор книги «Картье: Выдающиеся ювелиры» Ханс Надельхофер отмечает, что ожерелья «resille» «часто так естественно смотрятся на шее, что их можно считать чуть ли не второй кожей». Некоторые из ожерелий, например сделанное для королевы Александры, были украшены бриллиантовыми подвесками и бантами. Такие орнаменты предназначались для ношения вкупе с изделиями ювелирного дома кутюрье Уорта, бывшего близким партнером Картье в течение десятилетий. Именно Уорт вдохновил Луи Картье принять участие во Всемирной выставке 1867 года, после которой к фирме пришло грандиозное международное признание.

    Подобно другим мастерам ювелирного дела, Картье черпал вдохновение из всего многообразия окружающего мира. Орнаменты на индийских чалмах, например, вдохновили Картье на создание знаменитых султанов: комбинации драгоценных камней и перьев.

    Если признать, а в этом убеждены многие наблюдатели и коллекционеры, что фирма «Kapтьe» стала самым значительным выразителем стиля «apт-дeко» в тот период времени, то лавровый венок стоит возложить на голову блистательного протеже Луи Картье - Шарля Жако. Страсть Жако к экзотическим мотивам и цветам вдохновлялась ошеломительными костюмами и сценическими постановками Русского балета Сергея Дягилева, и в первую очередь сенсационной премьерой 1910 года - балетом «Шахерезада», в котором танцевал Нижинский. Вся эта атмосфера вызвала к жизни четко обозначенную интерпретацию экзотических тем, особенно связанных с китайской культурой. Это выразилось в блистательной новой цветовой палитре. Коралл, лазурь, нефрит, оникс и горный хрусталь соединялись в замечательных проектах, таких, в частности, как изогнувшаяся коралловая «химера», дракон, браслеты. Популярные после открытия гробницы фараона Тутанхамона египетские мотивы также не были обойдены вниманием. Тут и лотос, и скарабей, а также сфинксы, боги. По мере того как махараджи сундуками стали привозить в Париж и Лондон свои сокровища с бриллиантами, изумрудами и рубинами для реставрации и придания им современного вида, на творчество Картье и других ведущих ювелиров все большее влияние стала оказывать индийская культура.

    Фирма «Kapтьe» всегда отдавала предпочтение камням сложной формы, пренебрегая строгими геометрическими фигурами, но более всего эта тенденция выражена в дизайне обрамлений. Например, для знаменитых камней «тутти-фрутти» Картье использовал изумруды, рубины и сапфиры, ограненные в виде фруктов, листьев и ягод, украшавших браслеты, серьги, а также стилизованные чаши и декоративные корзинки.

    Все подобные драгоценности создавали эффект миниатюрного сокровища. В 1930-е годы броши в форме корзинок для цветов от Картье стали классикой. Они и по сей день украшают расшитые лацканы парадного костюма королевы Елизаветы П. Еще одним эпохальным творением того периода можно назвать строенное золотое обручальное кольцо «bague trois anneaux», популяризированное дизайнером Элси де Вульф, а также прямоугольную багетную огранку камней, которую, как принято считать, в 1931 году впервые использовала фирма «Kapтьe». 1920-е и 1930-е годы также были годами расцвета фирмы «Kapтьe» в области изготовления неповторимых произведений искусства - ларцов, шкатулок, орнаментов с использованием эмали и драгоценностей в духе Фаберже (хотя злые языки утверждают, что, как раз наоборот, Фаберже не чурался время от времени заимствовать идеи у «Kapтьe»). Но наиболее всего в этот период времени фирма «Kapтьe» прославилась своими часами с «ceкpeтом» - потрясающими изделиями с «невидимыми» механизмами, часто размещенными в спинах мифологических созданий и зверей, выточенных из нефрита, агата, горного хрусталя и коралла.

    Смирнова Галина © 2008 BESTGOLD.RU

Читатели данного раздела смотрели в нашем магазине: